Мощность двигателя и крутящий момент связаны через скорость вращения, или количество оборотов. Для перемещения больших грузов требуется высокий крутящий момент на колесах автомобиля, скорость его при этом невысокая.

Две основные характеристики силового агрегата любого транспортного средства – мощность и крутящий момент. Это разные характеристики, и связаны они через скорость вращения (количество оборотов). Поясним сказанное.

Мощность – это количество физической работы, совершаемой в секунду. Ее можно выразить в киловаттах, но гораздо привычнее выражать в лошадиных силах (л.с.), так сложилось исторически. Одна лошадиная сила развивается, если груз весом 75 кг поднимается равномерно вверх со скоростью 1 метр в секунду.

Но измерять мощность двигателя напрямую неудобно, проще определить крутящий момент, для измерения которого предназначен измерительный инструмент, называемый динамометром. Динамометр измеряет силу (в ньютонах), приложенную к определенному плечу (в метрах). Измеряется крутящий момент в ньютонометрах (Н•м).

Для определения мощности двигателя необходимо определять крутящий момент на разных оборотах двигателя, одновременно измеряя скорость вращения, в оборотах в минуту (об/мин). Мощность в лошадиных силах вычисляется как произведение крутящего момента в Н•м на количество оборотов в об/мин, деленного на постоянный коэффициент 7120.

При подобном измерении может быть определена мощность брутто и нетто. Значение брутто выше нетто, поскольку при определении мощности брутто с автомобильного двигателя снимают часть нагрузки, например, управление выхлопом. В технической документации на автомобиль указывается всегда мощность нетто.

Если к двигателю подсоединить понижающий редуктор (коробку передач), то при незначительном уменьшении мощности крутящий момент значительно возрастает, что необходимо для транспортировки тяжелых грузов. В рабочих условиях крутящий момент на колесах определяется трансмиссией и полуосями.
В качестве примера, у трактора при заданной мощности силового агрегата крутящий момент гораздо выше, чем у гоночного автомобиля с двигателем той же мощности, поскольку от трактора не требуется развитие высокой скорости, его назначение – буксировка и перемещение больших грузов.

ru_RURussian