Опытные водители знают, как важно уметь удержать курс автомобиля на поворотах, скользкой или сложной трассе. В этом поможет ESP – система динамической стабилизации. Она делает езду более безопасной.
По данным отчетов одной из самых известных американских социологических организаций, благодаря системе ESP на автотрассах США в течение последних 3 лет сохранено больше 2 тысяч жизней. Достигнутый результат закономерен, так как после одного происшествия, едва не закончившегося трагически, все автомобили, которые производятся и продаются в стране, стали укомплектовывать системами динамической стабилизации. Данное решение принималось на законодательном уровне.
Реальный случай, после которого закрутилась американская законодательная машина
Несколько лет назад в Штатах имел место случай – один (судя по всему, не очень везучий) журналист тестировал новую модель автомобиля известной марки. В ходе тест-драйва, устроенного на сложной трассе, во время трюка пилотируемый им автомобиль перевернулся. «Автогонщик» даже не думал, что его может подстерегать опасность, он был в твердой уверенности – с современным авто, собранным по новейшим технологиям, такого не может приключиться.
Но то ли так сложились звезды, то ли журналист не обладал достаточным мастерством вождения, все вышло так – как вышло. По счастью, в том происшествии никто не пострадал, кроме самого автомобиля. После этого инцидента все и закрутилось.
Прежде всего, система ESP привлекла внимание общественности, начав пользоваться все большей популярностью. Спустя некоторое время на законодательном уровне было закреплено, что каждый вновь произведенный автомобиль должен быть оснащен системой стабилизации.
Суть работы ESP
Система обеспечивает курсовую устойчивость автомобиля. Контролируется посредством блока управления: многочисленные датчики слежения передают на бортовой компьютер данные о положении рулевого колеса и педали газа, уровне боковых ускорений, а также о вероятности и ожидаемом угле заноса. В итоге, формируется отчет об угрозе потери устойчивости, и если управление автомобилем выходит из-под контроля человека, происходит мгновенное автоматическое включение системы ESP: она берет на себя функции контроля курса через подтормаживание по левой или правой стороне, исходя из направления заноса. Если подтормаживание колесами оказывается неэффективным, система приглушает двигатель, ограничивая подачу горючего в инжектор. Все происходит настолько быстро, что водитель этого практически не ощущает.
ESP эффективна даже в самых неблагоприятных дорожных условиях, и сводит практически на нет риск ДТП и угрожающие для здоровья и жизни пассажиров ситуации. Но все же не является стопроцентной гарантией безопасности: устойчивость авто во многом зависит от качества сцепления с дорожным покрытием, поэтому даже при наличии ESP на скользкой трассе пытаться лихо вписаться в поворот, несясь на огромной скорости, не стоит.
А так ли нужна система динамической стабилизации
Большинство автовладельцев не видят в ней особой необходимости. Многие предпочитают материально вложиться в повышение уровня комфортности салона в ущерб средствам обеспечения дополнительной безопасности езды.
Но установку ESP на свой автомобиль все же стоит серьезно обдумать, особенно тем, кто пока не имеет достаточного опыта вождения.