В автомобилях все чаще начинают применять вариаторы для изменения передаточного отношения от двигателя к приводу. Вариаторы позволяют изменять передаточное отношение бесступенчато, что полностью реализует тяговые характеристики двигателя.
О существовании такого устройства, как вариатор, знают многие автолюбители, даже если им и не довелось водить транспортное средство с подобным устройством, поскольку он установлен не на каждом автомобиле. Рассмотрим устройство вариатора, возможные причины его неисправности и возможность ремонта.
Принцип действия и конструкция
Передаточное отношение, или коэффициент передачи, клиноременной передачи зависит от диаметра использованных шкивов, и постоянно со шкивами постоянного диаметра. Если же диаметры переменные, переменным будет и коэффициент передачи.
В вариаторе вместо шкивов установлены два конуса, направленные встречно, что позволяет создать устройство с переменным передаточным отношением и разгонять транспортное средство при неизменной скорости вращения двигателя, меняя коэффициент передачи вариатора. Плавное бесступенчатое его изменение позволяет полностью использовать тяговые характеристики силового агрегата.
В транспортных средствах с вариатором используется особое масло NS-2 с индексом бесступенчатой передачи CTV фирмы Ниссан, прочие сорта масла не пригодны.
Для охлаждения масла в вариатор встроен теплообменник, а для его очистки – два фильтра. Несмотря на набираемую автомобилями с вариаторами популярность, не все автолюбители согласны их покупать. Подобными устройствами уже оснащены японские автомобили, а также автомобили марок Пежо, Рено и Джип. Наиболее используемая модель вариатора — JF011E фирмы Jatco.
Возможные неполадки и их устранение
Ниже перечислены наиболее вероятные неисправности вариаторов:
- износ подшипников ведущего и ведомого конусов;
- рассогласование работы конусов;
- загрязнение радиатора;
- поломка колеса гидротрансформатора;
- нарушение функционирования электроники блока управления.
Проявляются эти неисправности как гул при работе, прерывистое движение транспортного средства, сверхнормативный нагрев двигателя.
Изношенные подшипники необходимо заменить, а в качестве меры профилактики заменить и металлический ремень, передающий вращение с одного конуса на другой. При рывках, в случае если причиной является заклинивание клапана масляного насоса вследствие засорения, необходимо устранить причину.
Во избежание перегрева двигателя необходимо регулярно проверять исправность радиатора и его чистоту. При замене деталей вариатора и масла необходимо быть внимательным, что обеспечит надежную работу и долговечность устройства.