В автомобилях все чаще начинают применять вариаторы для изменения передаточного отношения от двигателя к приводу. Вариаторы позволяют изменять передаточное отношение бесступенчато, что полностью реализует тяговые характеристики двигателя.

О существовании такого устройства, как вариатор, знают многие автолюбители, даже если им и не довелось водить транспортное средство с подобным устройством, поскольку он установлен не на каждом автомобиле. Рассмотрим устройство вариатора, возможные причины его неисправности и возможность ремонта.

Принцип действия и конструкция

Передаточное отношение, или коэффициент передачи, клиноременной передачи зависит от диаметра использованных шкивов, и постоянно со шкивами постоянного диаметра. Если же диаметры переменные, переменным будет и коэффициент передачи.

В вариаторе вместо шкивов установлены два конуса, направленные встречно, что позволяет создать устройство с переменным передаточным отношением и разгонять транспортное средство при неизменной скорости вращения двигателя, меняя коэффициент передачи вариатора. Плавное бесступенчатое его изменение позволяет полностью использовать тяговые характеристики силового агрегата.

В транспортных средствах с вариатором используется особое масло NS-2 с индексом бесступенчатой передачи CTV фирмы Ниссан, прочие сорта масла не пригодны.

Для охлаждения масла в вариатор встроен теплообменник, а для его очистки – два фильтра. Несмотря на набираемую автомобилями с вариаторами популярность, не все автолюбители согласны их покупать. Подобными устройствами уже оснащены японские автомобили, а также автомобили марок Пежо, Рено и Джип. Наиболее используемая модель вариатора — JF011E фирмы Jatco.

Возможные неполадки и их устранение

Ниже перечислены наиболее вероятные неисправности вариаторов:

  • износ подшипников ведущего и ведомого конусов;
  • рассогласование работы конусов;
  • загрязнение радиатора;
  • поломка колеса гидротрансформатора;
  • нарушение функционирования электроники блока управления.

Проявляются эти неисправности как гул при работе, прерывистое движение транспортного средства, сверхнормативный нагрев двигателя.

Изношенные подшипники необходимо заменить, а в качестве меры профилактики заменить и металлический ремень, передающий вращение с одного конуса на другой. При рывках, в случае если причиной является заклинивание клапана масляного насоса вследствие засорения, необходимо устранить причину.

Во избежание перегрева двигателя необходимо регулярно проверять исправность радиатора и его чистоту. При замене деталей вариатора и масла необходимо быть внимательным, что обеспечит надежную работу и долговечность устройства.

ru_RURussian