Коробка-робот все чаще используется автопроизводителями, так как совмещает экономичность механики и комфорт автоматической трансмиссии. Разберемся, как именно она функционирует

Все чаще на смену обычной для большинства Ж-образной схемы смены передач на механике приходит переключатель с пазом вида «Z». Поговорим о DSG, или коробке типа «робот». Аббревиатура DSG (от немецкого Direkt Schalt Getrieb) означает «коробка прямого включения передач». Это по сути механическая трансмиссия, где переключение передач и выжимка сцепления осуществляются автоматически. Фактически, пилот и дорожные обстоятельства дают системе определенную начальную информацию, а блок управления работает по заданному алгоритму. Робот – это своеобразный симбиоз механики и автоматической версии, где от автоматики взято удобство в эксплуатации, а от МКПП – надежность и экономичность. По сравнению с АКПП, робот обходится гораздо дешевле, вот почему в настоящее время им все чаще оснащаются новые машины, причем не только малолитражки, но и представители премиум-сегмента.

Преимущества перед механикой

Принцип работы механической коробки таков: крутящий момент от мотора с помощью сцепления переходит на первичный вал, далее через вторичный предается колесам. Валы «общаются» между собой с помощью двух пар шестеренок, причем на первом валу они жесткие, а на втором – легко двигающиеся. Когда выставлена «нейтралка», крутящий момент не передается на колеса. Чтобы передача включилась, необходимо выжать сцепление и тем самым отключить от мотора вал первого порядка; дальше рычаг коробки передач с помощью тяг перемещает синхронизаторы вторичного вала. Муфта синхронизатора зажимает нужную шестеренку. При выжатом сцеплении, крутящий момент передается через вторичный вал на главную передачу, после чего – к колесам. Робот функционирует схожим образом, за исключением того, что сцеплением и выбором передачи управляет актуатор, он же сервопривод.

Работа актуаторов

Некоторые актуаторы – гидравлического типа, но все же, как правило, сервоприводы управляются электроникой. После команды на переключение первый актуатор выжимает сцепление; второй – передвигает синхронизаторы, чтобы активировалась нужная передача. Педаль сцепления не нужна, так как за все отвечает электроника – первый сервопривод сам отпускает сцепление. Отметим, что в МКПП переключение передач осуществляет водитель с помощью селектора, а в коробке-автомат этим занимается компьютер, принимающий во внимание множество факторов: обороты мотора, скорость движения транспортного средства, показания ESP, ABS и других систем машины.

Недочеты роботизированной коробки

К минусам DSG относится промедление в переключении, что не дает плавной динамики автомобиля. Автомобилисты жалуются, что в пробках эти рывки коробки становятся особенно ощутимы. Другой недостаток – затруднено движение по склону, машина даже может начать скатываться, так как роботизированная коробка не имеет постоянной связи с движком. При движении по прямой связь также иногда обрывается. Все эти недочеты отчасти компенсируются установкой на коробку-робот режима Tiptronic.

ru_RURussian